Журнал Khapuga. Кое-что об экономике и финансовых рынках.
Bubble level 

Реклама

Настроить
5-Июл-2009 08:12 pm
Внимание, пост обновлен 6 июля, найдены ошибки в расчетах, ошибочные утверждения оставлены (зачеркнуты).

Роберт Шиллер известный экономист, специалист по пузырям акций и невдижимости, который также известен тем, что является одним из создателей индекса Кейса-Шиллера/S&P, измеряющего стоимость недвижимости в США (он предложил статистическую методику). У него есть книжка Irrational Exuberance, которая выходила в 2-х изданиях. Первое, в 1999 году, как раз перед тем как лопнул NASDAQ, второе (которое я читал) в 2005, а в 2006 году пузырь недвижимости в США достиг своего максимума и начал сдуваться. В обоих изданиях он предупреждал, что это пузыри. У Шиллера есть сайт, посвященный этой книге, www.irrationalexuberance.com, на котором он обновляет некоторые данные, откуда я и взял этот график. Этот же экономист известен другими делами, например, "пазлом волатильности", можно послушать его лекции.
Это была реклама Шиллера, поскольку мне он нравится, а дело в другом.
Для начала - как считается индекс на графике выше. Дело в том, что дома раньше и сейчас различаются, и напрямую сравнивать цены нельзя.  То что было построено в 1920-м, теоретически, могло не иметь туалета или ванной и так далее. Кроме того, в дома вкладываются, если провели капитальный ремонт, то он станет дороже. А этот индекс показывает стоимость домов без переделок, т.е. без дополнительных вложений. То есть, инвестиционную стоимость, сколько можно было заработать в реальном выражении (без учета роста цен). Для экономистов этот график интересен тем, что сопоставим во времени, поскольку дефлирован и отражает одинаковые дома.
Мы видим заметный провал во время 1-й Мировой, потом была депрессия и новая война. Цены оставались низкими два с половиной десятилетия. После Второй мировой, предположительно, заработали ипотечные рынки, экономика оправилась от депрессии (считается, что только после войны, поскольку военный выпуск не шел на частное потребление). Домой вернулись солдаты, начался бейби-бум. После взлета стоимость домов была примерно одинаковой десятилетиями, с небольшими пузыриками, которые, однако не были настолько масштабными и общемировыми, как последний. Так, во второй половине 80-х виден рост недвижимости в США, который закончился крахом ссудо-сберегательных касс (S&L). По масштабам тот пузырик примерно в 4 раза меньше текущего (кстати, за тот пузырик никто не хочет ФРС обвинить, как сейчас? ставки тогда никак не были низкими) 

Итак, некоторые промежуточные мысли:

  1. Недвижимость - плохой инструмент для сбережений. Она в лучшем случае ведет себя как инфляция, то есть не приносит реальной доходности. Конечно, это только на долгосрочной перспективе. Краткосрочно (годы) бывают и пузыри и провалы.
  2. Я посчитал простую арифметическую среднюю за всю, которую можно считать "нормальным уровнем" для недвижимости США, она составила 106.7 (Шиллер нормировал график 1890-м, который принят за 100). Итак, по имеющимся на данный момент данным 1-го квартала, недвижимость в США уже упала на 36% со своего пика (это общенациональный индекс, в ряде областей обвал был кратным). На пике 2006 она должна была упасть почти в 2 раза, (-47%), чтобы вернуться к "норме". Итак, за 3 года пузырь сдулся уже на 3/4 (36%/47%=76%), если верить, что недвижимость не упадет ниже "нормы". Еще раз подчеркну, цены реальные, все указанные здесь изменения также, в номинальных показатели чуть другие.
  3. Чтобы достичь "дна", которое мы предположим на "нормальном" уровне, цены домов в США должны упасть еще на 18%. Текущие темпы падения таковы: по итогам 2008 года цены упали на 21%, скорость падения 1-й квартал 2009 г. YoY составляла 19%. Предположительно, в 1-м или 2-м квартале цены недвижимости в США могут перестать падать, конечно, если не подведет инерционность, то есть не случится "overshooting".
  4. Все это может иметь весьма позитивные последствия для финансовой сферы и оживления рынка жилья США, поскольку залоги перестанут падать, дефолты нарастать, и появится спрос, поскольку люди поймут, что дно достигнуто.

Но еще интересно сравнить недвижимость в США с российской и у меня получился совершенно убийственный график.

Итак, тот же самый график недвижимости в США, к которому я пристроил реальные цены недвижимости в России. Цены на недвижимость я взял по данным Росстата (нашел только с 97 года) и дефлировал их по индексу потребительской инфляции. Нормировано это все 1997 годом, и я просто приравнял эту начальную точку индекса РФ к уровню индекса в США в 97-м. Интересно, что в США в 1997 году был локальный минимум реальных цен и с 1998 начал надуваться нынешний пузырь.
В расчетах использованы цены вторичного рынка по России, которые неплохо отражают уровни цен в Перми. Так, в 1997 году средняя цена в РФ была 2583 руб./кв.м. Помню, в это время в Перми можно было купить однокомнатную хрущевку в районе центра за 90 тыс.рублей (90/37 кв.м.=2.43 тыс./кв.м.). На пике цена в Перми была ближе к 60 тысячам, а общероссийская стоимость вторичной недвижимости перед кризисом, в 3-м квартале была 57.1 тыс.руб./кв.м. Последняя точка 1-го квартала от Росстата - 57.8 тыс.руб., вообще говоря, это исторический максимум. Однако на графике мы видим, что цены падают. Почему? Потому, что инфляция растет быстрее, чем недвижимость и реальные цены падают. Потому и нужно смотреть реальные цены, чтобы не попасть в ловушку "иллюзии денег" (money illusion). Так, уровень цен c конца 1997 года по 1-й кв. 2009 вырос в 8.3 раза, недвижимость - в 22.4 раза. Реальный рост составил 22.4/8.3=2.7 раз.

Пик реальных цен недвижимости в России пришелся на середину 2008 года начало 2007 года, после чего они начали снижаться, продолжая, однако, ползти вверх номинально. Пик недвижимости в США пришелся на середину 2006 года, то есть мы от них остали чуть меньше на 1 год на 2 года. Кстати, Росстат показывает, что цены первичной недвижимости падают и в реальном и в номинальном выражении, но первичные мы здесь не рассматриваем (они близки, по понятным причинам).

Тот же график, что и выше, но "поближе" и я нормировал 1997 год единицей, чтобы можно было сопоставить реальный рост цен там и здесь. Российский рост цен оказывается в 2 раза круче. Мне не хотелось бы делать далеко идущих выводов о том, что в России был пузырь недвижимости. Конечно, трудно сопротивляться искушению объявлять подобное, принимая во внимание настолько огромную разницу в росте цен. Вероятно, в 90-е цены жилья в РФ были занижены, и имеет место эффект базы. Но я думаю этот пост станет аргументом против тех, кто считает, что недвижимость всегда растет. Может, номинально и будет расти, учитывая высокую инфляцию, но реально, вряд ли. В лучшем случае, можно надеяться на то, что в реальном выражении цены в России где-то стабилизируются и не будут падать.

И напоследок, bubble level по-английски - это строительный уровень, используемый для определения вертикали и горизонтали, просто, не знал как пост назвать.

Comments 
5-Июл-2009 02:56 pm none (UTC)
спасибо.
5-Июл-2009 03:01 pm none (UTC)
всё таки рост российского рынка жилья с 97го года вызван во многом развитием потребительского кредитования. так что нет смысла сравнивать нашу и штатовскую кривую.
5-Июл-2009 03:25 pm none (UTC) - а в штатах по вашему чем он вызван?
В России как раз рост рынка вызван исключительно проблемой бутылочного горлышка спроса
5-Июл-2009 03:31 pm none (UTC)
Сравнивать можно все. Так рождаются вопросы
5-Июл-2009 03:35 pm none (UTC)
"Недвижимость - плохой инструмент для сбережений."
Вообще-то, чтобы делать такие утверждения, нужно смотреть не только изменение цены жилья, но также стоимость его ремонта и стоимость аренды жилья.
ИМХО за 10 лет аренды можно получить куда больше денег, чем будет стоить через 10 лет повторный ремонт до изначального состояния.
5-Июл-2009 04:19 pm none (UTC)
Смотря от какого уровня смотреть. Если купить на дне, а потом высчитывать IRR, одно. А если на максимумах, да еще в кредит в йенах, то немного другое.
Доходы от аренды индексы не показывают, с ними будет лучше и появится долгосрочная реальная доходность. Вообще, покупку и сдачу в аренду надо уже рассматривать как бизнес. Бывают же "доходные дома", гостиницы, в конце-концов. Поскольку для меня такой бизнес вне возможностей инвестирования, я его не рассматриваю. Я в бизнес через акции публичных компаний могу вложиться, только в другой.

Но народ чаще покупает из соображений инвестиций, якобы недвижимость растет, а многие риелтеры, осознанно или нет потакают этому утверждению. И миф живет в народе, и мне он не нравится. А пост был про то как она растет на самом деле.

Наверное, можно добавить условие: "инвестирование в квадратный метр - плохая инвестиция", не в бизнес.

Плохо знаю жилую недвижимость, в коммерческой читал, что обычно ставка аренды это безрисковая плюс 2%. Типа правила большого пальца. Если это так, то в штатах реальная доходность безрисковых госбумаг близка к 2.5%. Итого получим реальную доходность 4.5%. Правда, надо вычесть налоги, и, возможно на ремонт и обслуживание. Сколько получится, не знаю. Акции долгосрочно показывали реальную доходность около 6-7%, правда, тоже до налогов, но с дивидендами.
5-Июл-2009 03:45 pm none (UTC)
В России все-таки был рст реальных доходов населения в разы. Так что прямое сравнение некорректно. Я бы нормировал средними доходами.
5-Июл-2009 04:20 pm none (UTC)
Покажу позже, наверное, у меня графики есть нормированные ВВП :), просто выводов к ним придумать не могу пока.
5-Июл-2009 07:14 pm none (UTC)
фишка в том, что приравнивается 1997 год, если бы и в России были данные за больший период
может быть 97-й год для России = 0.5 1890 года - например - это условно, тогда и в пике мы достигли лишь "американских цен"

логичнее было посчитать по соотношению, например, цена за квадратный метр на реальные доходы

хотя для США график очень показательный
6-Июл-2009 09:31 am none (UTC)
Были бы данные по РФ раньше, взял бы их. Информационные ограничения такие.
Понятно, что масштабом и выбором точки можно график сильно поменять
5-Июл-2009 08:06 pm none (UTC)
респект и уважуха
5-Июл-2009 08:07 pm none (UTC)
Вероятно, в 90-е цены жилья в РФ были занижены

гыгыгы!!!
Это в 1997-98-м что ль цены на кв.м. были занижены?
Цены на стандартную панель в новостройках в Москве тогда были 900-1300 $/кв.м. В т.н. "сталинских" домах около 1500 $/кв.м. В Западной Европе сравнимое жилье в среднем стоило столько же или дешевле, в Восточной Европе принципиально дешевле.
Так что не надо рассказывать сказки про заниженные цены у нас в 1997 г. Ни хрена они не были занижены. Масштабы строительства конечно были много ниже. Рынок был намного более узкий. Платежеспособный спрос был ниже. Западные спекули не рисковали вкладываться тогда в стены у нас. Зато банчки многие тогда увязли в коттеджных поселках. Года три-четыре потом хвост из них не могли вытащить.
5-Июл-2009 09:12 pm none (UTC)
Автор, я так понял, берет в расчет то ли цены Перми, то ли индекс Росстата по России. Региональные цены вполне были занижены. Москва была дорогая это да, но и в Москве в общем-то цены мало где превышали 1000 долларов за кв.м.
Но в регионах цены были очень разными. От 100 долларов за кв.м.
6-Июл-2009 09:25 am none (UTC)
Я беру общенациональные цены по РФ. В 97-м они составляли 2.4 тыс. рублей, при тогдашнем курсе это примерно 450 баксов за кв.м. С учетом МСК в 1000+ и какого-нибудь депрессивного пермского Кизела ближе к 100, где все шахты позакрывали и работать негде.

Один простой вопрос - почему тогда были занижены объемы строительства? мой ответ потому, что не предлагали достаточных стимулов строителям по прибыльности, и поэтому их можно считать заниженными. Высокие цены - лучшее средство от дефицита.
7-Июл-2009 01:28 am none (UTC)
Платежеспособный спрос значит был ниже, а цены - выше :)
6-Июл-2009 04:59 am none (UTC)
Этот инструмент называется просто уровнем. Пузырьковый уровень.
6-Июл-2009 05:45 am none (UTC) - Re: Большая работа. Спасибо
1.Недвижимость - плохой инструмент для сбережений.
Не совсем согласна. Смотря какая недвижимость и смотря где.
Российская хрущёвка или деревянная дачка, в которой я живу в США - это не вклад капитала.Они развалятся. С этим я согласна. Но если покупать маленький каменный дом в Тоскане, то через 100 лет его цена вырастет, судя по вашему графику.
К сожалению,если мы учтём ифляцию, то прибыль будет невелика, да и не особо нужна:)
Получается , чтобы заработать всё равно нужно вставать в 6 и следить за рынком в его пузырями и дефолтами денно и нощно. Накупить домов и лежать на печи - плохая идея для заработка.

6-Июл-2009 09:19 am none (UTC) - Re: Жильё в России
слово дефицит, которые многие используют для рынка жилья неправильный. Никакого дефицита, это хотелки некоторых людей.
Дефицит это неудовлетворенный спрос, а в системе со свободными ценами спрос равен предложению. Ни дефицита, ни профицита нет. Баланс. И балансирует все цена.
Жилья не хватает только по меркам США, где кв.м. на человека больше. А по меркам платежеспособного сроса всего хватает.
Чтобы цена упала должно расти предложение, должны строить и строить дешевле. А тут уже можно разбирать, почему в России так дорого стоят. И тут уже эту дорогую себестоимость можно считать "искусственной".
6-Июл-2009 07:22 am none (UTC)
А если нашу черную кривую в доллариях пересчитать, а не в рублях, что выйдет?
6-Июл-2009 09:09 am none (UTC)
Все кривые реальные, но нашу кривую можно пробовать считать в реальных долларах. Не уверен, что это правильный подход, быстро это у меня не получится.


Может это поможет, в пятницу сделал :)
Сколько бы Вы заработали если вложились в акции (68 раз), в инфляцию (вариант, купили набор непортящихся продуктов и продали, 14 раз), купили наличных баксов (7 раз). Все это с сентября 95 года, когда начал торговаться рынок акций в Рф, принято за 1
6-Июл-2009 07:27 am none (UTC)
спасибо
нужно будет для украины сделать. ваши посты вдохновляют :)
6-Июл-2009 09:04 am none (UTC)
Рад за вас, сделаете, дайте знать, мне очень интересно как там в вас. Кстати, собираюсь к вам поехать, автопробегом ударить. Может в Киев, потом в Крым.
6-Июл-2009 10:04 am none (UTC)
Ну стабилизация - вполне вероятна -) Падать не будут точно (имею ввиду значительное падение), ето было бы слишком хорошо для рашки, а должно быть все погано.
6-Июл-2009 10:34 am none (UTC)
На самом деле, я против падения. Высокая цена - залог хорошего предложения. Убив строителей мы ничего хорошего не получим. Пусть они свой пряник с медом едят, а за это жилье дадут. А потом, через много лет, конкуренция среди них выдавит сверхприбыль.
Так что высокая цена, не обязательно будет плохо.
6-Июл-2009 05:53 pm none (UTC)
спасибо вам за инфу, с удовольствием читаю ваш блог!
13-Июл-2009 10:34 am none (UTC) - Как я сделал деньги на недвижимости
Помница студентом еше в далеком 1996, вернее в начале 1997 купил квартиру в Туле "убитую насмерть" какимито бомжами за 5000 американских рублей, потом ремонт ессно, как для себе, короче еще 2,5 американских рублей в ремонт плюс замена всего по кругу (дороже конечно вышло, тогда много халявы еще было ). Далее....наступил 2001 год, мне оч понадобились деньги, НУ ОЧЕНЬ и я был вынужден ее продать, продааааааааал... за 3200 американских. Супер гешефт,не спорю слов нет, "сделка моей жизни "так сказать... С тех пор себе дал слово никогда не иметь дела с росс недвижимостью, никогда и низачто..
13-Июл-2009 11:03 am none (UTC) - Re: Как я сделал деньги на недвижимости
Но если в рублях посчитать, все будет значительно лучше :). многие кстати, так и делают, и потом рассказывают как выгодно вкладываться в недвижимость при больших темпах инфляции.
15-Июл-2009 12:40 am none (UTC)
Российскую и американскую недвижимость сравнивать некорректно. Российская объективно затратнее: другие климатические, сейсмические, общественные и многие другие условия.
15-Июл-2009 10:50 am none (UTC)
Сравнивать можно все и всегда. То что Вы говорите верно, но можно сравнивать с поправками на эти разницы, почему бы и нет?

Конструктивный подход таков: с учетом таких-то факторов российская недвижимость должна так-то отличаться от американской.

А если не сравнивать настоящее с прошлым, не искать аналогий (они все не абсолютны), то мы лишимся главного инструмента прогнозирования будущего. И это контрпродуктивно.

Реклама

Настроить
This page was loaded Дек 28 2009, 3:43 pm GMT.